Раннее образование: перспективы или клетка для разума?

Раннее образование: перспективы или клетка для разума?(Zurijeta, Shutterstock)Каждый родитель желает обеспечить своему ребенку наилучшие стартовые условия в жизни. Особое внимание при этом уделяется образованию – ребенок должен хорошо учиться, и тогда перед ним будут открыты все пути, он сможет выбрать себе перспективную работу, его жизнь будет легкой. И все больше родителей, мечтающих о прекрасном будущем для своих детей, начинает увлекаться системами раннего образования (просьба не путать с системами раннего развития). Вокруг кроватки грудного младенца развешиваются портреты великих физиков, вместо коврика с тремя медведями располагается таблица Менделеева, вместо сказки о Красной Шапочке или Курочке Рябе ему читают «Войну и мир». Преувеличение? Нисколько! Некоторые системы раннего образования предполагают именно такой сценарий, а авторы их утверждают, что в результате дети уже к году начнут читать и считать. Системы, основанные на принципе «читать раньше, чем говорить». Эти системы отнюдь не являются шарлатанством. Они прекрасно работают, и годовалый младенец действительно в состоянии прочесть «Евгения Онегина». Другое дело – что он поймет из прочитанного. Есть и другие варианты, гораздо более мягкие. Одним из лучших является система Никитиных, при которой детям предлагается определенный набор задач, которые они самостоятельно решают. Но вот что характерно: ни одна система раннего образования еще не смогла вырастить ни Эйнштейна, ни Ломоносова. Четверо детей Никитиных, выросшие с применением системы раннего образования, разработанной родителями, не стали таким же образом воспитывать своих детей. Но раннему образованию все же склонны приписывать чуть не чудеса. Как-то в беседе с родителями, которые применяли к своему ребенку систему раннего образования, мать гордо сообщила, что их сын учится уже в четвертом классе и все время на «отлично». Но есть множество детей, которые не читали в полтора года, как этот мальчик, и при этом тоже учатся на «отлично», и даже заканчивают школу на «отлично», и получают красные дипломы в институтах. Поэтому успехи ребенка в учебе затруднительно приписывать раннему образованию. Тем не менее, казалось бы – в чем проблема? Хочется кому-то, чтобы его ребенок читал в год – да пожалуйста! Может быть, это действительно поможет ему в дальнейшем. Может быть, если бы не система раннего образования, вон из того среднего инженера получился бы только дворник. Оно-то так, но – удивительное дело! – куда пропали гении? Откройте историю любой науки, и вы обнаружите, что постоянно «вылуплялся» гений, который предлагал новое видение мира, толкал вперед не только конкретную научную область, но весь комплекс знаний и мировосприятия человечества. Теперь тоже совершаются открытия, но они в основном локальные, они не изменяют кардинальным образом существующую систему, а лишь улучшают ее. А система-то далека от совершенства. Более того, она может оказаться столь же правильной, как и представление древних о Земле в виде плоского диска, путешествующего на слонах и черепахе. А нынешние ученые по большей части спорят о том, сколько волосков в хвосте у третьего слона. Возможно, появлению новых универсальных гениев, способных толкнуть науку вперед, мешает то, что образовательный процесс существенно помолодел. Наши предки не особенно утруждали своих детей ранним образованием. Вспомним биографию того же Ломоносова – универсала, несомненного гения, который занимался математикой, физикой, химией, минералогией, педагогикой и при этом еще писал стихи. К двадцати годам Михаил Васильевич умел читать и знал арифметику. А затем был знаменитый обоз, с которым Ломоносов отправился в Москву, и «Спасские школы». Через семь лет он уже писал трактаты по физике, причем, на латыни, а также переводил оды Фенелона. Ньютон начал учиться в школе, когда ему было двенадцать лет. А в двадцать два года он уже начинает разрабатывать дифференциальное и интегральное исчисления, занимается опытами разложения света и открывает закон всемирного тяготения.