На заочном или на дневном? Плюсы и минусы, опыт и образование

Многие ученики старших классов задумываются, что лучше: пойти работать после школы, поступить на заочное отделение и после 5-6 лет иметь и «вышку», и опыт работы, или же спокойно провести 5 лет в университете на дневном отделении, испытать, так сказать, все радости и горести студенческой жизни. Рассмотрим все за и против. Чем хорошо заочное отделение вуза? Тем, что посещение университета (института) занимает лишь пару недель за полгода, к заочникам относятся лояльно, смотрят, в первую очередь, на знания (если таковые имеются), а не на посещаемость. То есть можно спокойно работать, отпрашиваясь лишь на время сессии, которая длится не так уж долго. Однако минусы такого вида обучения имеются: за 6 лет заочного отделения студенты учатся в общей сложности всего полгода. Таким образом вряд ли можно получить хороший объем основательных знаний по выбранной специальности. Исключения составляют учащиеся, серьезно занимающиеся во время учебы самостоятельно, но таких, к сожалению, единицы. Еще одним минусом является место работы. Возможно, после школы и можно устроиться работать продавцом-консультантом, секретарем или же в лучшем случае менеджером по работе с клиентами, то есть вы найдете работу, которая не требует специальных навыков. Редко в 17 лет кого-то берут в крупное PR-агентство, даже на должность «помощник помощника помощника руководителя». Есть только один выход: устроиться по знакомству, но если в компании пройдет слух об этом, вам вряд ли удастся сохранить хорошие отношения с коллегами. Итак, вы заканчиваете заочное отделение университета с опытом работы в 6 лет, допустим, помощником менеджера. У вас есть и «образование», и опыт работы. Куда двигаться дальше? Если вас за это время не повысили в вашей компании, значит вряд ли это сделают теперь. Надо менять место работы. А куда вы можете устроиться с опытом работы «помощник менеджера»? Правильно, наверняка вам предложат ту же должность. Образовывается замкнутый круг: есть и образование, и опыт, но не факт, что вам повезет с достойной работой. Однако я основываюсь на опыте лишь нескольких знакомых людей. Бывали, вероятно, случаи, что после окончания университета студенты выходили сразу в директора, но обычно «помощники» так и остаются в своих рядах. Обучаясь на очном отделении, приличный опыт работы вряд ли можно будет получить. В нормальном учебном заведении выходные дни – лишь суббота и воскресенье, а компаний, которые работают по выходным, очень мало. И еще меньше тех, которым нужны работники только на эти дни. Возможности получить нормальную работу во время обучения у «дневников» практически нет: либо придется пропускать учебу, что негативно отразится на успеваемости, либо работать только в вечерние часы. В любом случае опыт работы по специальности при таких обстоятельствах вряд ли получится, однако работодатели относятся к студентам очного отделения с большим доверием, нежели к заочникам (в крупных фирмах, в мелких же будут рады любому диплому). Однако при этом практически в конце каждого курса у «очников» проходит производственная практика, то есть существует возможность отправиться на стажировку в хорошую компанию, отлично зарекомендовать себя и вернуться туда трудоустраиваться после окончания всего периода обучения. Если же нет такой возможности, можно воспользоваться стажировкой, которую практикуют многие фирмы: то есть после защиты диплома студент может пойти на 2-3 месяца поработать бесплатно оффшорные компании. Здесь также будет возможность реализовать знания, полученные в университете, и остаться на хорошей должности.